КАК МУСУЛЬМАНЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН

КАК МУСУЛЬМАНЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН

0
736

Определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов и должно осуществляться в соответствии с религиозными правилами. По Шари’ату начало лунного месяца определяется исключительно по наблюдению новолуния невооруженным глазом после захода солнца (а расчеты могут использоваться только ориентировочно для предварительной подготовки). Этому методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад, мир Ему, и это используется мусульманами во всем мире.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لا نَحْسُبُ و لا نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ

Это означает: «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям, догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (состоящим из 29-ти дней), и таким (то есть состоящим из 30-ти дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто облаками, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем» (этот Хадис передан в авторитетных сборниках Имамов Аль-Бухарий и Муслима).

Лунный месяц, в отличие от солнечного, не имеет фиксированного количества дней. И он может длиться 29 или 30 дней — в зависимости от того, когда появится новая молодая луна: после 29-го или после 30-го дня предыдущего месяца. Для того, чтобы определить количество дней обязательно нужно наблюдать за луной. Умение наблюдать за небесными светилами, за длиной тени, за звездами для правильного выполнения своих обязанностей является частью нашего Шари’ата, и те, кто этим занимается, являются одними из лучших рабов Аллаhа. Общественной обязанностью (фард-кифая) является наблюдение невооруженным глазом за появлением молодого месяца, а основа для объявления нового месяца Рамадан после 29 дня предыдущего месяца — слова достоверного свидетеля.

Мусульмане всего мира, в том числе и в России, наблюдают за новолунием 29-го числа месяца Ша’бан. Если месяц был виден невооруженным глазом, то наступающий день считается первым днем Поста  месяца Рамадан. Если же полумесяц не был виден, то месяц Ша’бан считается состоящим из 30 дней. В некоторых мусульманских странах правители обращаются к мусульманам своего народа с просьбой о наблюдении за появлением молодого месяца, и в случае, если месяц был виден, они сообщают об этом. В некоторых же странах для этой цели назначаются определенные люди. Во многих странах также есть специальные смотровые площадки в разных географических точках, в местах, удобных для наблюдения. Например, в Королевстве Марокко для этой цели подготовлены 272 пункта наблюдения за новолунием, а к самому наблюдению привлекаются государственные служащие. Подобным образом наблюдение осуществляется и во многих других странах. Мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того как мусульмане увидят новолуние, они стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь. Старшее поколение мусульман Крыма, возможно, помнит, как родители их учили в детстве искать молодой месяц и, увидев его, читать такие слова:


Ay doğdu! Allah!
Amantu billah!
Ne güzel aylar,
Koklerge baqar,
Suv kibi aqar…

Месяц родился! О Аллаh!
Верю я в Аллаhа!
Как прекрасны месяцы,
Смотрят на небеса,
Текут, словно вода…

Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

Метод определения начала месяца Рамадан основан на учении Пророка Мухаммада, мир Ему. Посланник Аллаhа, мир Ему, повелел нам определять начало и окончание месяца Поста Рамадана не иначе, как по наблюдению.

Сказано в Кур`ане:                                                          

مَنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ  

«Кто повинуется Посланнику Аллаhа, тот повинуется тем самым и Аллаhу!» (Сура «Ан-Ниса», Аят 80)

Поэтому в следовании данному методу выражается наше повиновение Аллаhу и Его Пророку, мир Ему, что является одной из важнейших обязанностей мусульманина. 

Пророк Мухаммад, мир Ему, ясно указал нам на метод определения начала лунных месяцев, и существует единогласное подтверждение тому, что начало лунного месяца по Шари‘ату определяется только путем наблюдения. Даже если в наши дни часто астрономы делают расчеты и сообщают, что месяц теоретически должен быть виден в такой-то день в таком-то месте. Но, как сказано выше, теоретических расчетов недостаточно, так как Всевышний Aллah повелел мусульманам непосредственно наблюдать за луной после 29-го дня предыдущего месяца. И новый месяц после 29-го дня может быть объявлен лишь в случае, когда молодая луна была действительно видна. Нельзя при этом ссылаться на обсерватории и приспособления, и вывод о результатах наблюдения не делается на основе трансляции съемки ночного неба со спутников. Согласно данному предписанию Шари‘ата наблюдение за небом должно осуществляться невооруженным глазом. А если кто-либо скажет, что по их расчетам в каком-либо местности должны увидеть новолуние, при этом внушая людям, что это подходит под правила наблюдения описанные Пророком, мир Ему то, это хитрость и обман с их стороны. Так как говорить: “по нашим расчетам новолуние должны увидеть в таком-то месте в такой-то день”, указывает на подсчет в определении и не является наблюдением. 

Мусульмане имеют право наблюдать через телескопы и рассчитывать траекторию движения луны, в целом такие действия не запрещены. Но нельзя брать за основу своих ритуалов эти расчеты, независимо от того, это 1-й век hиджры или 15-ый. Нет обязанности на мусульманах определить четко астрономическое новолуние. Есть необходимость наблюдать и на наблюдении основывать свое дальнейшее Поклонение. И не следует думать, что люди во времена Пророка, мир Ему, или в эпоху Его благочестивых сподвижников были неграмотными в методах расчета фаз луны. Они много наблюдали за небом, солнцем, луной, звездами.  Во времена Пророка и сподвижников, и  во времена праведных халифов, и в следующих поколениях были люди, которые знали достаточно о фазах луны и положении планет и звезд. И, кроме того, что Посланник Аллаhа, мир Ему, повелел нам соблюдение Поста, ясно указав на метод определения начала месяца, Он также запретил следовать расчетам в данном вопросе. В уже приведенном ранее  изречении сказано означающее «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям, догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем». Как видим, здесь Пророк ясно сказал, что мы не занимаемся расчетами, и это убедительный ответ тем, кто утверждает обратное.

К сожалению, уже не первый год некоторые люди объявляют начало Рамадана согласно астрономическим картам или по сообщениям НАСА, игнорируя Хадис Пророка о необходимости наблюдения за появлением молодого месяца, тем самым вводя в религию дурное новшество.

Приверженцы своих страстей бесстыдно заявляют о том, что есть мнение, позволяющее использовать расчеты в вопросе определения начала месяца Рамадан, и это при наличии неоспоримых доказательств – Хадиса Посланника Аллаhа, мир Ему, и единогласном заключении ведущих теологов Ислама, доказывающих обратное.  При наличии ясного текста, они позволяют следовать мнениям, игнорируя Самого Пророка, мир Ему. Их позиция не подкреплена никакими доказательствами и противоречит Пути Пророка Мухаммада, мир Ему, а также единогласному мнению всех мусульман (иджма’).

Ученые Ислама сказали:

إذا جاء الخبر ارتفع النظر

“При наличии Хадиса Пророка, мир Ему, не выносится мнение по какому-либо вопросу”.

Сказано в Кур`ане:

 وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا   

Это означает: ”Принимайте то, с чем пришел к вам Посланник и сторонитесь того, что Он запретил” (Сураh «Аль-Хашр», Аят 7). В большой опасности находятся те, кто, оставив слова Посланника Аллаhа, отдают предпочтение чему-то другому.

В связи с этим призываем мусульман отнестись с особым вниманием к этому вопросу. Во всех лунных календарях, составленных на целый год или на месяц вперед, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Призываем к соблюдению нашей религии в соответствии с Шари’атом, и предупреждаем о том, что не следует доверять источникам, заранее за несколько дней информирующим о якобы наступлении месяца Рамадана в конкретный день, и ссылающимся на какие-либо астрономические  расчеты.

И в заключение приведем высказывания ученых четырех мазhабов по вопросу наступления нового лунного месяца.

Мазhаб Абу Ханифаh:

Имам Ибн ‘Абидин (ум. в 1252 г.h.) в объяснении книги «Ад-Дурр Аль-Мухтар», которое является одной из известнейших работ среди самых авторитетных ученых школы Имама Абу Ханифаh (том 3, стр. 354, издательство «Дару-ль-Кутуби-ль-‘ильмийя»), в разделе «Ас-Саум» («Пост») написал:

قَوْلُهُ: وَلَا عِبْرَةَ بِقَوْلِ الْمُؤَقَّتَيْنِ

أَيْ فِي وُجُوبِ الصَّوْمِ عَلَى النَّاسِ بَلْ فِي الْمِعْرَاجِ لَا يُعْتَبَرُ قَوْلُهُمْ بِالْإِجْمَاعِ

وَوَجْهُ مَا قُلْنَاهُ أَنَّ الشَّارِعَ لَمْ يَعْتَمِدْ الْحِسَابَ بَلْ أَلْغَاهُ بِالْكُلِّيَّةِ (أي في وجوب الصوم) بِقَوْلِهِ «نَحْنُ أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لَا نَكْتُبُ وَلَا نَحْسِبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا

«Обязанность соблюдения Поста не основывается на словах тех, кто занимается расчетами даже в определении ночи “Аль-Ми`радж” и это согласно единогласному заключению ученых. Причина этого в том, что согласно Шари`ату не основывается на расчетах, а полностью исключают их (в определении начала Поста) и это согласно Хадису: «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (состоящим из 29-ти дней), и таким (то есть состоящим из 30-ти дней)»».

Мазhаб Аш-Шафи‘ий:

В книге «Асна-ль-маталиб шарх Рауд-атталиб» («Объяснение книги «Рауд атталиб») Шейха Закарийя Аль-Ансарий (ум. в 925 г.h.) по школе Имама Аш-Шафи‘ий сказано (том 1, стр. 410, издательство «Аль-Мактаба Аль-Ислямийяh»):

ولا عبرة بالمنجم (أي بقوله) فلا يجب به الصوم ولا يـجوز والمـراد بآية: [وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ] [النحل: 16] الاهتداء في أدلة القبلة وفي السفر

«При определении начала Поста не берутся во внимание слова звездочетов и астрономов, и в этом случае Пост не становится обязательным, и он не будет принят Богом. А тем, кто ссылается на Аят (Сура «Ан-Нахль», Аят 16): (وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ), ответим, что в нем речь идет о том, что люди наблюдают за звездами для определения направления во время Намаза и курса в путешествии» (то есть в этом Аяте речь не идет об определении новолуния).

 В книге «Фатх аль-Бари», которая является лучшим шархом (разъяснением) сборника Хадисов Имама Аль-Бухарий «Ас-Сахих», после подробного разъяснения того, что нельзя полагаться на расчеты для определения начала месяца Рамадан, Имам-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний говорит:

قال الباجي : وإجماع السلف الصالح حجة عليهم

«Аль-Баджи сказал: «И была на этом Иджма’ [единогласие] праведных предшественников (ас-саляф ас-салихь) доводом против них (тех, кто полагается на расчеты для определения начала месяца Поста)»».

Мазhаб Маликий:

 В книге «Ад-Дурр ас-самин уа-ль-маурид аль-му‘ин» Шейх Абу ‘Абдуллаh Ибн Ахмад Майяраh Аль-Маликий [ум. в 1072 г.h., т.е. 360 лет тому назад], сказал:

قال الشهاب القرافي عن سند : لو كان الإمام يرى الحساب في الهلال فأثبت به لم يتبع لإجماع السلف على خلافه

«Аш-Шиhаб Аль-Къурафий (ум. в 684 г.h.) передал от Синда (ум. в 541 г.h.) следующее: «Даже если халиф определил начало месяца, основываясь на расчетах, нельзя следовать его решению, так как это противоречит единодушному заключению (Иджма‘) праведных саляфов [мусульмане, жившие в первые три века hиджры – в период, названный Золотым веком Ислама]» ».

Мазhаб Ханбалий:

В книге «Кашшафу-ль-Къина‘» (том 2, стр. 302) Шейх Аль-Буhутий Аль-Хьанбалий написал:

إن نواه أي صوم يوم الثلاثين من شعبان بلا مستند شرعيّ من رؤية هلاله أو إكمال شعبان أو حيلولة غيم أو قتر ونحوه ان صامه لحساب ونجوم ولو كثرت إصابتهما أو مع صحو فبان منه لم يجزئه صومه لعدم استناده لما يعوّل عليه شرعًا

«Если кто-то вознамерился соблюдать Пост в тридцатый день месяца Ша‘бан без основания по Шари‘ату (а это видение молодого месяца (Рамадана) или дополнение месяца Ша‘бан тридцатым днем, или облачность и тому подобное) и постился, опираясь на расчеты и сведения о расположении звезд, то несмотря на то, что ранее часто случалось совпадение этих расчетов с определением по наблюдению, его пост в этот день не будет действительным, так как он не руководствовался Шари‘атским обоснованием для совершения этого ритуала».


Оставьте комментарий