hиджра Пророка Мухьаммада, мир Ему, из Мекки в Медину
Благословенная hиджра — переселение Пророка Мухаммада, мир Ему, и Его сподвижников из Мекки в будущий город Медину — явилась поворотным событием в истории распространения Ислама. Это переселение стало тем переломным моментом, в результате которого мусульмане, до этого подвергавшиеся всяческим притеснениям со стороны язычников, сами заняли лидирующее положение.
Они получили такие возможности для призыва к истине, которых у них раньше не было, и люди стали принимать Ислам большими группами. Поэтому именно hиджра является для нас символом торжества Ислама — торжества истины, добра и справедливости, и именно это событие стало началом новой эпохи и нового летоисчисления.
Сейчас, когда мир переживает сложный период своей истории, уроки этого знаменательного события обретают особую важность. Изучая их, мы черпаем силу для противостояния злу, несправедливости и угнетению и мудрость для решения сложных проблем.
Почему произошла hиджра
Переселение произошло через 13 лет после того, как Пророк Мухаммад, мир Ему, получил Откровение и начал призывать к Исламу. В Него уверовали: Абу Бакр Ас—Сыддык, ‘Умар Аль-Фарук, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн АбуТалиб, Биляль Аль-Хабаший и другие, но большинство людей остались в неверии. Они стали причинять вред Пророку, мир Ему, и Его сподвижникам, и этот гнет усиливался. Некоторые сподвижники по приказу Пророка Мухаммада, мир Ему, переселились в Эфиопию для распространения Ислама. Их было около 80 человек и среди них — ‘Усман ибн ‘Аффан и Джа’фар ибн АбуТалиб, да благословит их Аллаh. Правитель Эфиопии Асхама Ан-Наджаший принял Ислам и стал праведным мусульманином.
В то время, когда язычники собрались вокруг Ка’бы, Пророк, мир Ему, распространяя Ислам, встретил людей из племен Аль-Аус и Аль-Хазрадж из местности Ясриб (будущий город Медина). Они отозвались на Его призыв и приняли Ислам. В следующем году их численность стала больше, и когда они покидали Мекку, Пророк, мир Ему, отправил с ними сподвижников — Ибн Умм Мактума и Мус’аб ибн ‘Умайр, которые стали учить людей Исламу и чтениюКур`ана. Когда увеличилось количество поддерживающих Пророка, мир Ему, в Ясрибе, Аллаh повелел Ему и Его сподвижникам переселиться туда.
Ни в коем случае hиджра Пророка Мухаммада, мир Ему, не была бегством от вреда и преследований язычников. Это не было отчаянием из-за сложившейся тяжелой ситуации и не было связано с любовью к славе, высокому положению в обществе или стремлением к власти. Язычники удивлялись тому, какое великое терпение было у Пророка Мухаммада, мир Ему, и сказали его дяде Абу Талибу: «О, Абу Талиб! Чего хочет твой племянник? Если он хочет быть самым влиятельным, то мы предоставим ему эту возможность, и ни одно решение не будем принимать без согласования с ним. Если он хочет богатства, то соберем и дадим ему столько, что он будет самым богатым из нас. А если он добивается власти, то выдвинем его нашим главой». На что наш любимый Пророк ответил своему дяде:
وَاللهِ يَا عَمُّ لَوْ وَضَعُواْ الشَّمْسَ بِيَمِينِي وَالْقَمَرَ بِشِمَالِي مَا تَرَكْتُ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُونَهُ
Это означает: «Клянусь Аллаhом, о, дядя, даже если бы они дали мне солнце в правую руку, а луну — в левую с тем, чтобы я оставил это дело, я все равно не оставлю его до тех пор, пока Аллаh не даст мне полную победу или пока не постигнет меня смерть!»
И hиджра не была совершена для того, чтобы добиться спокойствия, отдыха или наслаждения, так как Пророк Мухаммад, мир Ему, твердо знал, что Его миссия является истинным призывом и правдивым посланием, которое необходимо было выполнить именно так, как приказал Аллаh Всевышний.
Это переселение произошло ради Аллаhа и по Его повелению для восстановления истины и торжества справедливости, а также для объединения верующих и распространения истинных знаний о единобожии во всех уголках Аравийского полуострова.
Непосредственно перед совершением hиджры материальной (телом и имуществом) была hиджра духовная. Для тех, кто отозвался на призыв к Истине, принятие Ислама стало переселением из мрака невежества к свету истины. Эта духовная hиджра стала освобождением от привязанности к этой жизни и подготовкой к самопожертвованию всем: имуществом и землёй, семьями и родственниками, оставшимися в Мекке — все это они оставили ради Аллаhа.
Когда Пророк Мухаммад, мир Ему, со своим сподвижником Абу Бакром Ас-Сыддик дошли до Ясриба (современной Медины), местные верующие вышли их встречать. Они очень обрадовались прибытию Пророка, мир Ему, и всех сахаба. Мусульмане, встретившие и принявшие переселенцев, протянули руку помощи своим братьям, проявили себя очень благородно, обеспечив их деньгами, имуществом, вещами, выполняя свой долг братства и взаимопомощи.
О чувствах братства между переселенцами – муhаджиринами, и теми, кто встречал их в Медине – ансарами, сказано вКур`ане (Сура «Аль-Анфаль», Аят 72):
إِنَّ الَّذِينَ ءامَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللهِ وَالَّذِينَ ءاوَواْ وَّنَصَرُواْ أُوْلَئِكَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ
Это означает, что воистину верующие, которые переселились, используя свои средства и имущество, жертвуя собой ради Аллаhа, и те, кто принял и помог переселенцам — они друг для друга, как родные.
Они делились последним, что имели — и кровом, и едой. Они совершали эти жертвы со всей любовью и великой щедростью ради Единого Создателя. Они были вместе благодаря религии Ислам, их объединили истинные убеждения и твердая Вера.
Любовь к Пророку, мир Ему, сделала их сердца единым целым — одним большим сердцем. Ничто не могло разделить или поссорить их, никто из них не давал зависти или злости запятнать их чистых братских отношений, отношений дружбы и доверия. Они были, как целостное здание, которое настолько надежно построено, что каждая его часть крепко держит остальные. Их взаимоотношения были наполнены милосердием, добротой, взаимовыручкой, как единый организм, у которого, когда болит какая-либо часть — отвечают, сопереживают и помогают все остальные части этого организма без усталости и сна. В истории мусульман это переселение стало ярким примером добрых взаимоотношений на основе смирения и покорности Аллаhу, и с того времени Ясриб озарился ярким светом призыва к добру и истине, и этот город был назван «Пресветлая Медина».
Пророк, мир Ему, со Своими сподвижниками построил в городе почетную мечеть и дома вокруг нее. Аллаh даровал Ему обещанную победу. Сказано Аллаhом Всевышним (Сура «Гафир», Аят 51):
إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ ءامَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الأَشْهَادُ
Это означает: «Аллаh дарует Своим Посланникам и Их последователям победу на этом и на Том Свете».
Воистину, переселение несет в себе память о том великом дне, о его событиях, сущности, мудрости. И каждый раз, отмечая его, мы задумываемся о самоотверженности, стойкости и самоотречении людей, которые донесли Ислама до нашего времени.