О пользе чтения Салауата
Сказано в Суре «Аль-Ахзаб», Аяте 56:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً
Это означает: «О, верующие! Читайте восхваления и приветствия Пророку Мухьаммаду, мир ему».
Существует множество видов Салауатов, некоторые из них принято читать определенное количество раз. Некоторые Салауаты имеют отличительные особенности и секреты. О пользе чтения Салауата существует много разных Хьадисов, в их числе – Хьадисы-сахьих. Приведем один из таких Хьадисов-сахьих, в котором Пророк, мир ему, сказал:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ عَشْرًا صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا مِائَةً
Это означает: «Кто прочтет Салауат один раз, тому Аллаh воздает десятикратным вознаграждением, а кто прочтет Салауат десять раз, тому воздаться стократно».
В другом Хадисе, переданном Абу Даудом и Ан-Наса`ий, Пророк, мир ему, сказал:
إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنَ الصَّلاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلاتَكَمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ
Это означает: «Наилучший ваш день недели – пятница. Старайтесь в этот день больше читать Салауат. Воистину, ваши Салауаты будут переданы мне».
Абу Дауд передал, что Пророк, мир ему, сказал, означающее: «Кто хочет быть радостным на Том Свете, а также хочет иметь большое вознаграждение, пусть читает Салауат Пророку Мухьаммаду и его семейству с такими словами:
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ وَأَزْوَاجِهِ أُمَّهَاتِ الْمُؤْمِنِينَ وَذُرِّيَتِهِ وَأَهْلِ بَيْتِهِ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ
Значение этого Салауата: «О Аллаh! Даруй наилучшее почтение Мухьаммаду – нашему Пророку, мир ему, его женам – матерям верующих, также – его потомкам, как даровал это Пророку Ибраhиму и его семейству. Воистину, ты – Восхваляемый, и нет никого равного тебе в твоем Величии».
Передали Ас-Сахауий и другие теологи, что Пророк сказал, означающее: «Кто читает для меня Салауат 80 раз в пятницу во время «Аль-‘Аср», тому Аллаh прощает грехи, совершенные за 80 лет».
Воистину, восхваление мусульманином Пророка Мухьаммада, мир ему, в уединении, а также коллективно, является благим делом, которое принимается Аллаhом. Это деяние не является плохим новшеством, как это утверждают ваhhабиты. Подтверждается двумя достоверными Хьадисами, что коллективное восхваление Посланника Аллаhа, мир Ему, одобрено Шари‘атом.
Один из этих Хьадисов передан имамом Ахьмадом ибн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов. Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухьаммад – благочестивый раб Аллаhа». И Пророк, мир ему, одобрил это деяние.
В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы читали Салауат, сопровождая свое чтение танцем: «Абуль-Гасим Тоййиб», означающее: «Абуль-Гасим – благочестив». Пророк, мир ему, был очевидцем такого чтения и не запретил его, и не высказался против коллективного его совершения. Несомненно, восхваление Пророка, мир ему, – один из видов ‘ибады (поклонения Аллаhу).
А что касается восхваления Пророка в одиночестве, то приведем Хьадис, зафиксированный у Аль-Хафиза ибн Хаджара, Аль-Хафиза Ас-Суютый и других ученых. В этом Хьадисе говорится о том, что Аль-‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб сказал Пророку, мир ему, означающее: «О Посланник Аллаhа! Я восхваляю Тебя стихами». Пророк, мир ему, сказал: «Прочти их», и после обратился к Богу с Ду‘а (мольбой) о наилучшем для своего дяди. Из данного рассказа следует, что Пророк, мир ему, одобрил деяние Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба, восхвалявшего Его.
Ибн Маджаh передал от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаhа, направляясь в Медину, встретил девушек, которые пели, сопровождая свое пение ударами в бубен, что означает: «Мы, девушки из племени Ан-Наджар, радуемся тому, что Посланник Аллаhа Мухьаммад, мир Ему, – наш сосед». Пророк, мир ему, ответил им: «Аллаh знает, как я вас люблю». Аль-Хафиз Аль-Бусырий – теолог, передавший данный Хьадис, сказал: «Подтверждаю правильность цепочки передач этого изречения: все люди в ней правдивы и достоверны». Это доказательство того, что дозволено использовать бубен при совершении восхваления Посланника Аллаhа, мир ему. Это – истина; все мусульмане со времен Посланника Аллаhа, мир ему, и до нашего времени, придерживались этого мнения.
Сказано в Суре 7 «Аль-А‘раф», Аят 157:
فَالَّذِينَ ءَامَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ
Это означает: «Те, которые веровали в Пророка, мир ему, восхваляли и возвеличивали его». Этот Аят доказывает, что разрешено восхвалять и возвеличивать Пророка, мир ему.
Аллаh Всевышний в Священном Къур`ане возвеличил Своего Посланника, мир ему, в Суре 68 «Аль-Калям», Аят 4):
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
сказано означающее: «Воистину, у тебя – высочайшая нравственность и прекраснейшая культура».