Аллаh превыше любых недостатков
Аллаhу присущи самые величественные Сыфаты, достойные только Его и Он превыше всех недостатков, т.е. того, что недостойно Его, как например, невежества, слабости, места, границ, объема, цвета. Салафит [1] имам Абу Джа‘фар Ат—Тахауий (умер в 321 г. hиджры) сказал:
تَعَالى (أَي الله) عَنِ الحُدُودِ وَالغَايَاتِ وَالأَرْكَانِ وَالأَعْضَاءِ وَالأَدَوَاتِ، لا تَحْوِيهِ الجِهَاتُ السّتُّ كَسَائِرِ المُبْتَدَعَات
Это означает: «Аллаhу Всевышнему не присущи границы, пределы, углы и органы, как большие так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений (справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади), которые окружают созданных».
То есть нельзя приписывать Аллаhу границы и место. Аллаh — Создатель места и существует без места, Аллаh — Создатель Небес и не живет на Небесах, Аллаh — Создатель Аль-‘Арша (Трон) и не утвердился на нем и не нуждается в нем. По этому поводу Имам ‘Али, да благословит его Аллаh, сказал:
إِنَّ اللهَ خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكانًا لِذَاتِهِ. رَوَاهُ أَبُو مَنْصُور البَغْدَادِي فِي كِتَابِهِ «الفَرْقُ بَيْنَ الفِرَقِ
Это означает: «Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Свое Могущество, и не сделал это местом для Себя».
Передал имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Различие между течениями».
Также Имам ‘Али сказал:
مَنْ زَعَمَ أَنَّ إِلهنَا مَحْدُودٌ فَقَدْ جَهِلَ الخَالقَ المَعْبُود
(الحَدُّ هُوَ الحَجم صَغِيرًا كَانَ أوْ كَبِيرًا)
Это означает: «Кто приписывает Богу границы, тот не знает Создателя, Которому должен поклоняться». Имеет границы то, что имеет объем – малый или большой. Есть и другие высказывания Имама ‘Али о Вере в Аллаhа. Поэтому ученые стали его называть مصباح التوحيد — [мисбах ат-Таухид] – «Свет Единобожия». Т.е. человек, указывающий на Единобожие.
Еще один из величайших ученых, известных своими высказываниями о Единобожии Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-Фикh Аль-Акбар» («Наука о Единобожии») сказал слова, которые означают: «Аллаh – Единственный не в значении числа, а в значении того, что нет у Него соучастника. Он не родил и не был рожден (не нуждается ни в отце, ни в матери, ни в сыне, ни в дочери). Нет равного Ему. Аллаh Всевышний не тело и не прилагаемое к телу (например: движение, покой, размер, цвет и так далее). Аллаhу не присущи границы (не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают созданных). Нет подобного Ему, Он не похож ни на кого и ни на что, и нет ничего похожего на Него. Он – Существующий Сам по Себе, не нуждается ни в ком и ни в чем, все созданное нуждается в Нем. Его Существование не похоже на существование созданных, Он существовал вечно и существует бесконечно.
Его Сыфаты Вечны. Они не созданы. Кто говорит, что Его Сыфаты созданы, а также кто имеет сомнение в этом вопросе или же воздерживается (т.е. не отрицает и не подтверждает, что Сыфаты Создателя вечны), тот не верит в Аллаhа».
Также имам Абу Ханифа в книгах «Аль-Уасия» и «Аль-Фикh Аль-Акбар» сказал: «Аллаhу не приписываются свойства созданных». А в книге «Аль-Фикh Аль-Акбар» он сказал: «Нельзя приписывать Аллаhу какой-либо орган».
Аллаh Всемогущий сказал:
فَلا تَضْرِبُوا للهِ الأَمْثَالَ
(Сура 16 «Ан-Нахль», Аят 74).
Это означает: «Не придавайте Аллаhу подобия».
Аллаh Всевышний не похож ни на что, и Он существует, не нуждаясь в месте. Он не находится на Небесах и не сидит на Престоле. Аллаh Всевышний – Создатель всего: Небес и земель, Престола, Рая, ада, пространства, пустоты, направления и так далее. Аллаh существовал до того, как создал место, Он не нуждается в месте. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
كان الله و لم يكن شيء غيره
رواه البخاريّ وابن الجارود والبيهقي من حديث عمران بن الحصين
Это означает: «До создания всего Аллаh был вечно и не было ничего, кроме Него». Этот Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд и Аль-Байhакий от ‘Имран ибн Аль-Хусайн.
Раз истинно и верно Существование Аллаhа Всевышнего без места до создания Им места, то истинно и то, что после создания Им места Он существует без места. Это никак нельзя назвать отрицанием Его Существования, как полагают некоторые, которые уподобили Аллаhа созданным, приписывая Ему нужду в месте, опираясь на иллюзии и говоря, что тот, кто существует, обязательно должен иметь какое-либо место. Мы отвечаем, что нельзя сравнивать Создателя с Его созданиями, так как это абсурд и недостойно Аллаhа.
[1] Салафиты – мусульмане, жившие в первые три столетия после Пророка Мухаммада, мир Ему. Пророк назвал это время самым лучшим.