Никях

0
1468

Знание вопросов никяха (бракосочетания) обязательно для каждого вступающего в брак. Эти знания включают: условия правильного заключения акта бракосочетания и его прекращение, обязанности мужа перед женой и жены перед мужем. Незнание этих вопросов чаще всего приводит к тому, что мужчина и женщина живут вместе и совершают большие грехи. По этой причине вступающие в брак должны знать, как по Шари‘ату решаются вопросы, связанные с бракосочетанием, причем знания эти, как и любые другие знания по религии, необходимо получать от достоверных  лиц.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Никях (бракосочетание по Шари‘ату) – это акт, в результате которого после произнесения определенных слов разрешается иметь мужчине с женщиной половые отношения.

Аллаh Всевышний сказал в Къур`ане (Сура 4  «Ан-Ниса`», Аят3):

( فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ )

Это означает: «Вам разрешено жениться столько, сколько пожелаете, беря в жены двух, трех или четырех».

Также Пророк Мухьаммад, мир Ему, говорил:

( تَنَاكَحُوا فَإنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الأُمَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ )

Что означает: «Женитесь, по этой причине в Конце Света наша община (община Пророка Мухьаммада) будет намного превосходить численностью другие (исламские) общины».Этот Хадис передали имамы Аль-Байhакый и Ат-Тирмизий.

Никях является Сунной для мусульманина, который нуждается в этом и имеет возможность обеспечить:

— маhр – особый дар невесте[1];

— одежду жене по сезонно;

— расходы в день никяха

-и другие обязательные расходы, которые определены по шари’ату.

Если такой человек делает бракосочетание – это защита для него в соблюдении религии. Жениться же тому, кто не нуждается в этом и не имеет возможности обеспечить вышеперечисленные пункты – макруh[2].

Для мужчины, который хочет жениться, является Сунной выбирать такую жену, которой присущи следующие качества:

— Чтобы она знала и соблюдала религиозные обязанности – это лучше всего. Пророк Мухьаммад, мир Ему, сказал:  

(تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لأَرْبَعٍ لِمَالِهَا وَلِجَمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَلدِينِهَا فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ)

Это означает: «Женщину выбирают в жены по четырем качествам – за её богатство, за её красоту, за её положение в обществе и за её знания и соблюдения по религии, лучше выбирать за последнее качество, то есть богобоязненную». Передали Хадис имамы Аль-Бухарий, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насa`ий и Ибн Маджаh.

— Чтобы она была девственницей.

— Лучше, чтобы было хорошее происхождение, то есть известно, из какой она семьи. Макруh жениться на той, которая родилась в результате прелюбодеяния. Но мужчина получает вознаграждение, если женится на ней с намерением оградить её от грешного общества и плохого влияния.

— Чтобы могла рожать (не была бесплодной), не была меланхоличной. Желательно также, чтобы не была близкой родственницей будущему мужу. Например, двоюродной сестрой. Сюда не входит, например, дочь двоюродного брата.

Свободному от рабства мужчине разрешается иметь одновременно четыре жены свободные от рабства.

Далее рассмотрим, что мужчине разрешается видеть у женщины:

1. Если женщина чужая, то есть не махрамия[3], нельзя смотреть на любые открытые части тела, кроме лица и кистей рук. Но даже на лицо и кисти рук нельзя смотреть с плохим намерением (с похотью и вожделением). На остальную часть тела (‘Аура) смотреть запрещено. Это передали и подтвердили все ученые, среди которых имамы Аль-Кадый ‘Ияд Аль-Маликий, ибн Хаджар Аль-hайтами (мазhаб имама Аш-Шафи‘ий). Ибн Хаджар сказал, что нельзя запрещать женщине выходить на люди с открытым лицом[4]. Женщина не обязана закрывать лицо и кисти рук перед чужими мужчинами.

2. К своей жене мужчина может прикасаться и видеть любую часть её тела[5].

3. Если женщина махрамийя, то мужчина может видеть все, что выше пупка и ниже колен. Женщина махрамийя – женщина может быть родной по крови (мать, дочка, бабушка, родная сестра), или молочной по груди (молочная сестра, молочная мать, то есть кормилица[6]) или же в результате бракосочетания (мать жены).

4. У женщины, на которой хочет жениться мужчина, может видеть только лицо и кисти рук. При этом лицо говорит о красоте женщины, а руки – о её здоровье.

5. У женщины при лечении можно смотреть только на ту часть тела, которую необходимо осмотреть для лечения. Если же достаточно определить диагноз на ощупь, не открывая тела, врачу смотреть нельзя. Если женщина больна, она должна обратиться к врачам по приоритету: сначала к  женщине-мусульманке, если таковой нет, то к женщине-немусульманке, если такой нет, то к мужчине-мусульманину, если и такого нет, то к мужчине-немусульманину.

АКТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

При заключении акта бракосочетания необходимо быть предельно внимательным, потому что если нарушается хотя бы одно из необходимых условий, которые перечислены ниже, акт бракосочетания является неправильным и, следовательно, недействительным.

Условия бракосочетания

Акт бракосочетания не является действительным:

без попечителя невесты и двух свидетелей.

— Кроме этого, будущие супруги не должны иметь препятствий для заключения брака (например: женщина замужем, или разведена но ещё она находится в периоде ‘идда, или жених имеет четырех жён).

А также во время акта бракосочетания должны быть произнесены соответствующее предложение и ответ. Например, отец невесты (попечитель) говорит жениху или выступавшему от его имени (в прошедшем времени): «Я выдал (отдал)  свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял её в жены». При этом не имеет значения, как были сказаны эти слова – в шутку, в гневе или всерьез.

  • Мусульманин может жениться на мусульманке, христианке или иудейке[7]. Мусульманка же может выйти замуж только за мусульманина.
  • Акт бракосочетания может проводиться на любом языке, но обязательно, чтобы свидетели понимали смысл произносимых при заключении никяха слов.

Требования к попечителю и свидетелям:

1- Они должны быть мусульманами. Допускается что певесту, христианку или иудейку выдает замуж её отец, имеющий с ней ту же религию.

2- Они должны быть мукалляфами[8] (ответственными) то есть достигшими половой зрелости и разумными. Попечителем или свидетелем не может быть ребенок, сумасшедший или женщина.

3- Свидетели должны быть достоверными, то есть о которых известно, что они не совершают больших грехов, не повторяют постоянно малые грехи, имеют высокую мораль и искреннее намерение.

Кроме того, свидетели должны слышать, видеть, говорить и быть в здравом уме и не должны заниматься унизительной деятельностью. Свидетелем не может быть слепой, глухой или немой, а также не контролирующий свою речь, и тот, кто занимается унизительной работой.

Из попечителей по приоритету должен быть:

— Отец невесты.

— Дед невесты (отец отца).

— Брат невесты, родной по отцу и по матери.

— Брат невесты, родной по отцу.

— Сын брата невесты, родного по отцу и по матери.

— Сын брата невесты, родного по отцу.

— Брат отца, родной по отцу и по матери.

— Брат отца, родной по отцу.

— Сын брата отца, родного по отцу и по матери.

— Сын брата отца, родного по отцу.

И так далее…

Если не нашли никого из родных, кто по приоритету должен быть попечителем невесты, то попечителем будет правитель-мусульманин или его наместник, или же тот, кто заменяет его из ответственных религиозных людей, например судья.

Очень важно контролировать последовательность в приоритете. Если  кто-то выдал невесту замуж и позже оказалось, что есть кто-то более близкий к ней по приоритету соответствующий всем вышеперечисленным условиям, в этом случае акт считается недействительным.

Нельзя делать явное предложение выйти замуж женщине, которая находится в периоде ‘идда[9], независимо от вида ‘идда – после развода с возможностью возврата или после трехкратного окончательного развода, или же после смерти мужа, или после прерывания акта никяха. А также самой этой женщине нельзя прямо давать положительный ответ, если даже ей предложили выйти замуж. Нельзя сказать ей: «Я хочу жениться на тебе» и нельзя ей отвечать «Я согласна».

Вышесказанное не относится к тому случаю, когда выйти замуж предлагает бывший муж, с которым женщина только что развелась (в первый или во второй раз), или с которым прервала никях (брак). В этой ситуации он может предлагать, а она может давать положительный ответ прямо.

Если женщина осталась вдовой или в безвозвратном разводе, то во время ее срока ‘идда желающий жениться на ней, может намеком дать ей понять, что есть желание жениться на ней. Например, мужчина может сказать такой женщине: «Найдется много желающих жениться на тебе». Он может жениться на ней после окончания срока ‘идда.

Если женщина уже засватана, то есть уже определенно известен жених, нельзя предлагать свою кандидатуру. Но не запрещено договариваться с женихом, чтобы он отказался (дал самоотвод). Можно также сделать предложение в том случае, если родители невесты отказались от предыдущего претендента.

Нельзя свататься к замужней женщине – это Харам[10]. Мужчина совершает грех, если говорит замужней женщине: «Я хочу жениться на тебе».

Отец или дед (если нет отца) могут заставить девушку – девственницу выйти замуж за достойного человека – богобоязненного (знает и соблюдает религиозные обязанности), который имеет возможность немедленно обеспечить маhр (обязательный дар для невесты). Если же она не девственница, они не имеют права заставить её выйти замуж. Для этого необходимо получить её ясное конкретное согласие, причем после достижения ею половой зрелости.


[1] Свадебный подарок, который неправильно называют калымом.

[2] Нежелательно, то есть за это дело нет греха, но лучше оставлять это действие.

[3] Родственница, на которой нельзя жениться (например, родная сестра, мать, тетя, бабушка и т.д.).

[4] За исключением жен Пророка, так как у них особое положение.

[5] Нежелательно смотреть на половые органы.

[6] Женщина, кормившая грудью.

[7] По школе имама Аш-Шафи‘ий эти люди «аhлюль-Китаб» то есть люди, которые из поколения в поколение со времён пророчества Пророка Мухьаммада, мир Ему, придерживались христианства или иудаизма.

[8] Мукалляф – это тот, который будет отчитываться за свои деяния в Судный День. Мукалляфом может быть как мусульманин, так и немусульманин: совершеннолетний по Шари‘ату (то есть достигший половой зрелости, либо, если половая зрелость не наступила ранее, то достигший 15-ти лунных лет), разумный , до которого дошла основа призыва к Исламу.

[9] Три менструальных цикла женщины (три чистых периода).

[10] Запрещено.

Оставьте комментарий